350-ти летие перенесения Албазинской иконы Божией Матери на реку Амур

March 22, 2016

 

 

350 лет назад Албазинская икона Божией Матери была привезена на Дальний Восток. Впоследствии эта великая святыня стала войсковой иконой Уссурийского Казачьего войска. Господа Атаманы, Братья Казаки, Сёстры Казачки, Казачата, сердечно поздравляем вас с праздником 350-ти летия перенесения Албазинской иконы Пресвятой Богородицы на Амур!

 

Первообраз иконы связан с заселением Казаками Амурских земель и присоединения их к нашей любимой Родине. Город Албазин был основан в 1650 году знаменитым Казаком-землепроходцем Атаманом Ерофеем Павловичем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

 

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для России благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православного христианства на Дальнем Востоке.

 

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

 

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

 

Зимой 1665–1666 г. отряд казаков Никифора Черниговского укрепился в сердце Приамурской Православной цивилизации – в легендарном Албазинском остроге. Казаки не мыслили оказаться в неизведанной стране, в дикой Даурии без духовного окормления священнического. В дальний путь отправился с казаками старец игумен Гермоген. Он-то и принес с собой на Амур, в Албазин, святую чудотворную икону «Слово плоть бысть», которая впоследствии стала называться Албазинскою. Матушка Царица Небесная приняла под Свой Покров новую российскую окраину.

 

Албазин обстраивался. В двух храмах города - Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца - возносили Безкровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь - Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

 

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

 

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

 

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

 

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина - "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды - в июле, сентябре, октябре - бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

 

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина.

 

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы - Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года - более тридцати поселений, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

 

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери - первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском - в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что "отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями". Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

 

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.

 

Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

 

... Летом 1900 года, во время "Боксерского" восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

 

В 1897 году в истории Албазинского образа произошло знаменательное событие. В то время в городе Хабаровске проживал благочестивый и богобоязненный купец Василий Плюснин.

 

История города Хабаровска начинается с освоения Дальнего Востока. Заложению города предшествовал Российско-китайский договор 1858 года, согласно которому весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури – китайской империи Цин, а от Уссури до побережья пребывал «в общем владении» до определения границ.

 

После подписания договора, по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Графа Н.Н. Муравьева для основания поселений по Амуру был отправлен 13-й Сибирский линейный батальон под командованием капитана Я.В. Дьяченко. И в мае 1858 года солдаты высадились на берегу Амура на Среднеамурской низменности и основали военный пост, назвав его Хабаровка – в честь землепроходца 17 века Ерофея Хабарова. К августу в Хабаровке были отведены земельные участки под постройку зданий.

 

Благодаря очень удобному местоположению (место слияния рек Амур и Уссури) Хабаровка начала быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время были прибыльные пушные и рыбные промыслы, а также огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. В 1859 году по поручению Графа Муравьёва-Амурского в Хабаровку прислали навербованных переселенцев и штрафованных солдат.

 

Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения, но уже через 5 лет с момента основания было построено 167 строений, среди них – дом военачальника, казарма, склады, жилые дома и торговые лавки. В 1873 году в Хабаровске была открыта первая начальная школа, а к концу 19 века там уже был музей, библиотека, первое профессиональное техническое училище…

 

С 1880 года Хабаровка становится городом, административным центром Приморской области, а затем – административным центром Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году город переименован в Хабаровск.

 

Честные и замечательные люди жили в Хабаровске - солдаты и офицеры, учителя и купцы. К числу последних принадлежал Василий Фёдорович Плюснин.

 

Купеческая династия Плюсниных прославилась в Хабаровске не только удачной торговлей, но и меценатством и благочестием. Не даром одна из рек в центре города была названа Плюснинкой. Ныне, река Плюснинка, впадающая в Амур, забрана в тоннель и проходит под землёй, а над ней раскинулся прекрасный бульвар, в котором растут реликтовые приамурские деревья и прекрасные цветы, с любовью выращиваемые хабаровчанами.

 

По заказу богобоязненного и благочестивого купца Плюснина был написан список с чудотворной Албазинской иконы Пречистой Девы.

 

В 1897 году Василий Фёдорович по благочестивому желанию передал её в Успенский собор. С тех пор, Хабаровский список Албазинской иконы стал доступен для поклонения всем верующим.

 

Многие люди не только из Хабаровска, но и из окрестных земель прибегали к молитвенному заступничеству Матери Божией молясь пред чудным списком. Неизвестно, видел ли безвестный создатель прославленного списка первообраз Албазинской Божией Матери. Быть может видел давно и писал по памяти, а быть может, он писал его по чьему-то неполному описанию, но доподлинно ясно одно - Хабаровский список сильно отличается от первообраза. Так, на первообразе, Пречистая Дева держит Свой Покров. На Хабаровском же списке Покрова нет. Вместо этого, одной Своей дланью Пресвятая благословляет молящихся. Далее, на первообразе Пречистую окружают два серафима - один чёрный и другой красный. На Хабаровском же списке оба серафима красные. Эти особенности делают Хабаровский список Албазинской иконы пречистой Девы особым образом выделяющим его из всех других списков. С полной уверенностью можно утверждать, что Хабаровский Чудотворный список Албазинской иконы Пресвятой Богородицы - самостоятельный и уникальный образ.

 

Недолго простоял в Хабаровске величественный собор Успения Божией Матери. В 1917 году над нашей многострадальной Родиной грянула беда. В феврале совершился масонский путч и святой Государь Николай Второй обманом и предательством был отлучён от Престола и своего народа. В октябре произошёл второй путч - большевичков. Вскоре, прийдя к власти, большевички залили нашу любимую землю потоками народной крови. В своих кровавых деяниях большевички отдавали себе отчёт в том, что преступают Закон Божий. Оттого, они обратили своё неистовство не только против людей, но и против Божиих храмов и святынь по всей стране.

 

В ноябре 1929 года богоборческой властью было выдвинуто предложение о разборке Успенского собора и в Хабаровске и использовании кирпича для строительства Дома печати. 2 февраля 1930 г. окружной исполком расторгнул арендный договор с группой верующих и собор был закрыт. В конце февраля специально выделенное войсковое подразделение сняло колокола, а в апреле были спилены и кресты. В июне 1930 года городскими властями выносится решение о немедленном сносе собора в связи с тем, что «он в архитектурном отношении не представляет какой-либо ценности». Собор разобрали 10 августа 1930 г. Бригада добровольцев из десяти человек провела первый субботник по разборке здания. В июне 1936 года экскаватором разровняли широкий холм, служивший основанием храма.

 

Божиим Промыслом, святой Хабаровский список Албазинской иконы Богородицы был сохранён. Ввиду его высокой историко-художественной ценности, он не был уничтожен подобно другим святыням, а был передан в Хабаровский Краеведческий музей. Правда там он хранился в запаснике и был недоступен народу.

 

Пленение честнаго образа большевичками продолжалось до самого падения их кровавой власти. Но и после освобождения земли Русской от кровавого большевистского ига, икона долгое время пребывала в запасниках музея. Лишь в 1999 года Хабаровский краеведческий музей имени Н. Н. Гродекова передал икону Хабаровской епархии Русской Православной Церкви. 18 сентября Крестным ходом её перенесли в кафедральный Христорождественский собор, где сразу было установлено еженедельное чтение акафиста перед святым образом. Началось народное паломничество к святыне, сопровождаемое чудесами и исцелениями.

 

Три года пребывали святая икона в благословенных стенах Христорождественского собора. Но Бог судил вернуть её на прежнее место... А прежнего места давно уж не существовало. После сноса Успенского собора, соборная площадь была переименована в Комсомольскую и на ней установили уродливое изваяние большевичкам. Когда в городской печати впервые прозвучали призывы возродить собор, старые большевички, коих было тогда ещё немало, подняли волну протеста. И всё же Бог поругаем не бывает.

 

В 1996 году по постановлению мэра г. Хабаровска Успенский собор был включен в план восстановления исторической памяти города, а на его месте установили мемориальную доску.

 

Закладка нового храма была совершена 19 октября 2000 г. Проект храма был выполнен архитектором Юрием Викторовичем Подлесным.

 

Храм построили за год. 29 октября 2001 года был отслужен благодарственный молебен по поводу завершения строительства храма.

12 октября 2002 г. в Хабаровске прошел Крестный ход, посвященный возвращению Хабаровского чудотворного списка Албазинской иконы Божией Матери в Успенский собор. Когда участники Крестного хода подошли к собору, с его крыши сорвалась большая стая голубей и совершила круг над Албазинской.

 

19 октября 2002 года состоялось торжественное освящение Успенского собора. На освящение из Москвы приехал митрополит Солнечногорский Сергий, один из высших иерархов Русской Православной Церкви.

 

Маковки 60-метрового храма-памятника из титана, но с золотым напылением. Сделали их специалисты завода им. Горького, хабаровчане обеспечили купола, а кресты доставили из Москвы, с завода им. Лихачева.

Прекрасен Г.-Х.С.У.Б.М.! Он напоминает чудесный сказочный дворец. Его полёт устремлён ввысь к небесам, а цвет шатров напоминает сами эти небеса. И всё же главное сокровище Г.-Х.С.У.Б.М.а - Албазинская!

 

Кроткий чудный взгляд Пречистой словно видит тебя насквозь, а её лик как живой. У этой иконы забываешь все невзгоды и печали. Стоя пред ней, понимаешь сердцем, что пред тобою любящая Мать.

 

Слава о Хабаровском списке Албазинской иконы Божией Матери и о чудесах, источаемых Богом по искренней молитве пред ним, широко пронеслась по всему краю. Люди получали и получают многоразличные дары и исцеления от Пречистой Девы, молясь перед Её святым образом.

 

Ныне Казаки Уссурийского Казачьего войска, а с ними и вся Православная Церковь празднуют 350-ти летие перенесения первообраза Албазинской иконы Божией Матери на Амур Казаками Никифора Черниговского и старцем Гермогеном В честь этого события в городах нашего региона пройдут различные мероприятия.

Во Владивостоке клирики Успенского храма придут в главный корпус Приморского музея имени В. К. Арсеньева, чтобы вместе помолиться у миниатюрной копии образа «Слово плоть бысть», подаренного музею епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским) по случаю его закладки в июне 1888 года.

 

Праздник Албазинской иконы Пресвятой Богородицы отметят и в Биробиджанской епархии. В кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы пребывает ещё один чтимый список чудотворного образа, с которым ежегодно совершаются Крестные ходы по всем приходам епархии.

 

Главные торжества состоятся конечно же в Благовещенске, где находится святой первообраз иконы. 22 марта, в 10 часов, в Благовещенском кафедральном соборе начнется праздничная Божественная литургия. Ее совершат четыре дальневосточных архиерея — митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем и епископ Амурский и Чегдомынский Николай.

 

В день памяти чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы в столице Дальнего Востока городе Хабаровске Божественная литургия пройдёт в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери, где и пребывает Хабаровский чудотворный список с Албазинской иконы. Праздничная Литургия  начнётся 22 марта 2016 г. в 7 часов 45 минут.

 

Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Господь и Бог наш Иисус Христос да благословит Уссурийское Казачество на доблестное служение во славу Отечества!